Сгоряча поднял руку на врача
14 января 2004 года

- До этого всегда я ходил с сынишкой лечить зубы, и все было хорошо, доктора могли найти подход к ребенку. А в тот день я лишь взял талон, а пошла жена... - излагает свою версию происшедшего Максим Рощин. - Врач сразу повела себя грубо, сказала сыну: "Ну что, как курица вареная? Садись живо в кресло". Потом без предупреждения сделала ребенку больно, тот дернулся и закрыл рот. Она: "Чего дергаешься? А ну открывай рот!". Но мальчику всего четыре года, естественно, что такого напора он испугался и рот открывать не захотел. Мать принялась было его успокаивать и уговаривать, а врач: "Ну что, не получается? Тогда, мама, выйдите из кабинета, я ему сейчас клещами рот открою". С мальчишкой истерика. "Ну что ж, не хотите лечиться, уходите"... Когда расстроенная жена и перепуганный сын вернулись домой и я узнал в чем дело, тут же отправился к заведующему КДЦ. Не застав его, вошел в кабинет, где до этого побывал мой сын, чтобы узнать фамилию врача, которая, я считаю, вела себя недопустимо. В кабинете было два доктора. Одна лечила пациента, другая сидела за столом и обрабатывала ногти пилочкой. Несколько раз я спросил, у кого из них побывал на приеме мой ребенок, - безрезультатно. Наконец увидел на столе у той, что пилила ногти, свой талончик... "Да, Рощин был у меня", - подтвердила, но фамилию свою назвать отказалась, дескать, иди отсюда, алкаш, пока я милицию не вызвала. Так мы с ней пререкались, в конце концов она меня довела... Исчерпав запас слов, я толкнул врача пальцами руки в лоб, а потом дважды постучал этими же пальцами себе по лбу, визуально доводя до нее смысл фразы: "Головой думать надо, когда с детьми работаешь". От моего толчка у нее лишь сдвинулся чепчик на голове... В тот же день меня забрали в милицию по заявлению врача.

Врач описывает события 25 августа так: "Пьяный Рощин, недовольный тем, что его капризному, не подготовленному к лечению ребенку не удалось поставить пломбу (это обычный случай - родители готовят детей к посещению стоматолога и приводят их повторно), напал на меня в кабинете, непрерывно ругаясь матом и угрожая подкараулить и убить, дважды ударил меня. Причем первый раз неожиданно, когда я сидела за столом, при этом с головы даже упал колпак, а затем, когда я потянулась к телефону, второй раз. От этого удара я стукнулась головой о металлический шкаф, это был нокаут. Важен результат: сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей вокруг левого глаза. У меня слабое зрение, и у левого глаза ухудшилась аккомодация, появилась слезоточивость... Почти месяц я находилась на больничном и не могла работать в двух кабинетах - детском и платном".
Не называть фамилию потерпевшей настоятельно попросил корреспондента "ВК" ее отец - профессор одного из казанских вузов, который представлял интересы дочери в суде: "Если пьяные трамвайщики будут бить врачей в кабинетах, если другие недовольные будут бить врачей?!." (из протокола судебного заседания).

Надо заметить, что к "трамвайщикам" Максима Рощина можно отнести разве что по месту жительства (на улице Трамвайной). А состояние опьянения Рощина, на котором настаивает потерпевшая сторона, не было зафиксировано в день происшествия милицейским дознавателем. Но если все недовольные пациенты начнут бить врачей - это действительно непорядок...

Виновным по статье 115 ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью") признал Максима Рощина мировой суд на основании документов и свидетельских показаний... Рощину назначили наказание в виде исправработ сроком на 6 месяцев с удержанием 10 процентов заработка. Плюс возмещение морального вреда потерпевшей в размере 5 тысяч...

После обжалования сторонами приговора дело рассмотрели уже в районном суде общей юрисдикции. Тут-то главная свидетельница (врач, работавшая в паре с потерпевшей) и заявила, что "потерпевшая пыталась, чтобы я в суде давала показания, не соответствующие действительности. Она меня просила, чтобы я говорила, что Рощин ударил ее кулаком два раза по голове. Я отказалась это делать и говорила правду. После суда меня вызвал главный врач и сказал, что недоволен моими показаниями. Когда меня снова вызвали в суд, главный врач опять меня вызвал...". Сама потерпевшая начала давать суду противоречивые показания. На что ее отец, представитель в суде, заметил: "Я сейчас прекращу ваше разбирательство, допрашиваете мою дочь, как преступницу! Сейчас при вас позвоню председателю Верховного суда Баранову Геннадию Михайловичу" (из протокола). Папу попросили успокоиться, а приговор Рощину смягчили до 4 месяцев исправработ с удержанием тех же 10 процентов заработка. Возмещение же морального вреда потерпевшей отменили.

"Глумлением над законом" называет это решение потерпевшая сторона. Интересно, что и осужденный Рощин того же мнения. Он попросил Верховный суд прекратить дело "за отсутствием в моих действиях состава преступления". Утверждая, что не бил врача, Рощин возмущается, почему на жалобы его жены в горздрав и минздрав по поводу грубого обращения зубного врача с ребенком не последовало адекватной реакции. Ведь по закону даже маленький пациент вправе рассчитывать на уважительное и гуманное к себе обращение. "Я полагал себя вправе считать, что моему сыну должна быть оказана качественная стоматологическая помощь".

"Моя дочь работает в детском кабинете за 1300 рублей в месяц!" - привел аргумент корреспонденту "ВК" отец потерпевшей. Что и говорить, за такую зарплату трудно требовать от доктора какой-то особенной сердечности. С другой стороны, не нравится зарплата - уходи из медицины на другую работу, глядишь, тогда правительство и задумается о проблемах отечественного здравоохранения. А на детях-то зачем раздражение срывать?

Сейчас дело "врача и пациента" возвращено в районный суд на новое рассмотрение. У каждой стороны все больше претензий друг к другу. А зуб у сына Рощина так до сих пор не запломбирован. Мальчик к зубному врачу идти наотрез отказывается.
Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"